Новый закон о коллекторской деятельности 2018: новые права и ограничения

Одна из проблем жизни в России — правовая незащищённость. Это касается не только отношений с государством. Многие помнят истории, как банковские коллекторы применяли физическое насилие по отношению к должникам. Сама работа коллектора в России стала ассоциироваться прежде всего с этим насилием. Чтобы исправить такой порядок вещей, был принят ФЗ №230 от 03.07.2016, он вступил в силу 01.01.2018 и действует до сих пор.

Основные принципы нового закона

Сначала законодатели рассматривали вариант полного запрета коллекторской деятельности. На этом настаивали пострадавшие от незаконных действий представители заёмщиков. В ходе обсуждения законопроекта был найден компромисс.

Теперь есть строгие правовые рамки, выход за которые для коллекторского агентства чреват административными санкциями. Права коллекторов по новому закону 2018 года крайне ограничены.

Основные ограничения для коллекторов в связи с новым законом:

  • Взаимодействие должно вестись только с должником, в иных случаях требуется его согласие;
  • Собирать долги теперь могут только специализированные организации;
  • Возможности общения с заёмщиком для коллектора строго нормированы по времени;
  • Способы взаимодействия кредитора с заёмщиком ограничены.

Права коллекторов по новому закону 2018 года крайне ограничены

Первое ограничение касается в первую очередь ситуаций, когда коллекторы работают не с самим должником, а с его соседями, друзьями или родственниками. В рамках ФЗ все они являются третьими лицами, которых нельзя вовлечь в процесс взыскания долгов без согласия заёмщика. Согласие должно быть оформлено письменно, оно может быть в любой момент отозвано по желанию заёмщика.

Если коллекторы взаимодействовали с третьим лицом, они должны уведомить об этом заёмщика в течение 30 дней. Сообщение о таком взаимодействии необходимо направлять заказным письмом с уведомлением.

Что коллекторы могут и не могут указывать в сообщениях должнику

Сообщение, отсылаемые заёмщику, не могут составляться в произвольной форме. Они должны всегда содержать следующую информацию:

  1. ФИО лица, отсылающего письмо.
  2. Наименование кредитора и коллекторского агентства.
  3. Размер и структура текущей задолженности.
  4. ОГРН, ИНН и юридический адрес кредитора, а также его представителя, взаимодействующего с заёмщиком.
  5. Ссылка на документы, подтверждающие право кредитора взаимодействовать с должником.
  6. Номер банковского счёта, на который заёмщик может перечислить деньги для погашения задолженности.
  7. Адрес электронной и обычной почты, номер телефона.

Каждое сообщение должно быть составлено на русском языке и отпечатано хорошо читаемым шрифтом. В конце письма обязательно ставится подпись составившего его лица вместе с расшифровкой. Указывать можно только тот номер телефона, который был прописан в договоре между заёмщиком и кредитором.

Ограничения на телефонные звонки и личные встречи

Первое ограничение касается того, что теперь коллекторам нельзя скрывать свой номер телефона. Заёмщик имеет право отказаться от общения с представителями кредитора, если идентифицированный номер не был прописан в договоре.

Допускается звонить заёмщику и проводить с ним личные встречи только 1 раз в сутки, 2 раза в неделю и не более 8 раз в месяц.

Звонки могут поступать в будние дни с 8 до 10 вечера, а в праздничные и выходные дни с 8 утра и до 8 вечера.

Если с момента образования просроченной задолженности прошло уже более 4 месяцев, заёмщик имеет право на отказ от прямого взаимодействия с представителями кредитора. Для этого он должен написать нотариально заверенное заявление кредитору. Если указанный срок уже прошёл, кредитор больше не имеет права напрямую обращаться к заёмщику. Представителем, как правило, является адвокат.

Какие действия коллекторов теперь не допускаются

Следующие виды взаимодействия с должником точно приведут к гражданско-правовой и уголовной ответственности с потерей коллекторским агентством лицензии:

Вам когда-нибудь угрожали коллекторы?
ДаНет

  • угрозы жизни и здоровью, физическое насилие;
  • любые действия, способные поставить чужую жизнь и здоровье в опасность кроме прямого насилия;
  • уничтожение и порча имущества заёмщика;
  • психологическое давление, оскорбления, попрание достоинства должника и членов его семьи;
  • введение в заблуждение относительно социального положения кредитора, его связей с государственными и муниципальными органами.

Последний пункт связан с тем, что коллекторы запугивали своих жертв неофициальными санкциями со стороны властей. Якобы их кредиторы занимают высокое положение в государственных органах, либо имеют прочные связи. Теперь это считается запугиванием и превышением полномочий.

Требования к коллекторам

Сама организация и её сотрудники должны отвечать некоторым требованиям:

  • не допускаются к сбору долгов лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности;
  • у организации обязательно должен быть свой сайт в интернете;
  • обязательна регистрация в реестре Федеральной службы судебных приставов;
  • уставной капитал агентства не менее 10 миллионов рублей.

Надзором за деятельностью таких агентств занимаются одновременно прокуратура и ФССП. При нарушении пунктов закона агентство должно возмещать пострадавшим моральный и материальный ущерб. При отдельных нарушениях, например, разглашении персональных данных и публичных оскорблениях, пострадавшие имеют право жаловаться в Роскомнадзор и Роспотребнадзор.

Таким образом, положения нового закона направлены в первую очередь на защиту заёмщиков. Законом ограничено время и частота общения представителей кредитора с должником. Запрещено не только применять насилие, но и оказывать психологическое давление. Закон обязателен к ознакомлению как коллекторам, так и должникам.

Видео-обзор о коллекторской деятельности по закону

Кредит
без отказа

© 2018 – Все о банковских продуктах, кредитах, вкладах и финансах

Перепечатка материалов разрешена только с указанием первоисточника

16+

Получить кредит
Одна заявка во все банки Вашего города с высоким процентом одобрения